Лечение пневмонии в годы Великой Отечественной войны

Успешность лечения больных воспалением легких в значительной мере зависит от ранней госпитализации, раннего назначения правильного лечения, соблюдения строгого постельного режима в период лихорадки, организации правильного ухода за больными.

Наиболее эффективным из методов медикаментозного лечения в период Великой Отечественной войны была сульфаниламидо-терапия, которая применялась у 74,2% всех больных крупозной пневмонией и у 38,2% больных очаговым воспалением легких (табл. 27).

Наиболее эффективным из методов медикаментозного лечения в период Великой Отечественной войны была сульфаниламидотерапия

Как следует из рассмотрения табл. 27, лечение сульфаниламидами явно влияло на исход заболевания. Например, при крупозной пневмонии в группе с благоприятным исходом сульфаниламиды применялись у 75, 4 % всех больных, тогда как в группе с летальным исходом — только у 61,1 %.

Табл. 28 демонстрирует значение раннего лечения сульфаниламидами. Так, при крупозной пневмонии в группе с благоприятным исходом сульфаниламиды до 5-го дня заболевания были применены в 56,6% всех случаев, а в группе с летальным исходом — только в 30,2%. При очаговой пневмонии до 5-го дня болезни в тех же группах сульфаниламиды применялись у 47,9 и 22,3% больных.

Табл. 29 показывает рост числа летальных исходов более чем в 3 раза при начале лечения сульфаниламидами позже 8-го дня заболевания пневмонией.

лечения сульфаниламидами пневмонии

При сравнении групп больных крупозным воспалением легких, получавших и не получавших сульфидина, оказалось, что во второй группе летальность была в 4,5 раза выше.

Значение раннего начала лечения сульфаниламидами отмечали многие авторы .

В табл. 30 приводятся данные о длительности лечения сульфаниламидами больных пневмонией.

Очевидно, что кратковременная дача сульфаниламидов (что совпадает обычно и с поздним их применением) не дает благоприятного результата лечения.

В группе больных, леченных сулъфаниламидами, летальность была в 4,5 раза меньше, чем в группе больных, у которых сульфаниламиды не применились. Длительное применение сульфаниламидов (не менее 6 дней) снижало летальность в несколько раз по сравнению с группой больных, у которых сульфидин применялся короткое время (до 3 дней).

В Великую Отечественную войну сульфидин в подавляющем большинстве случаев применялся внутрь.

Успешность сульфаниламидотерапии зависит в большой мере от возможно раннего начала лечения и от достаточной разовой и общей дозировки медикамента. При этом имеет определенное значение достижение оптимальной концентрации сульфаниламида в крови, невидимому, от 3 до 7 мг, хотя прямого параллелизма между концентрацией сульфаниламида в крови и терапевтическим эффектом нет.

Лейкопения не всегда является противопоказанием к сульфаниламидотерации. Наоборот, при наличии лейкопении раннее лечение, быстро уменьшая интоксикацию организма, приводит к тому, что количество лейкоцитов становится нормальным или даже повышенным; на это указывают многие исследователи. При даче сульфаниламидов больным с лейкопенией необходим частый контроль крови, чтобы не упустить неблагоприятного влияния сульфаниламидов на лейкоцитоз (нарастание лейкопении).

Некоторые авторы отмечали улучшение функции печени при лечении крупозной пневмонии сульфаниламидами; таким образом, и билиозная форма пневмонии не является противопоказанием к сульфаниламидотераиии, хотя в этих случаях, как показал опыт, лучше назначать пенициллин.

В Великую Отечественную войну применялся главным образом сульфидин. Широко применялся также сульфазол, токсичность которого меньше.

Относительно редко применялось парентеральное введение сульфаниламидов; обычно оно назначалось при частых приступах тошноты и рвоты, бессознательном состоянии больного и т. д., когда дача сульфаниламидов внутрь была затруднена.

Для предупреждения или уменьшения наблюдающихся при лечении сульфаниламидами побочных явлений (тошнота, рвота, боли в животе, крапивница, цианоз, возбуждение или депрессивное состояние центральной нервной системы, боли в пояснице, лейкопения с явлениями агранулоцитоза, изменения со стороны мочи) одновременно с сульфаниламидами больным назначалось обильное питье, аскорбиновая кислота (300—500 мг в день), никотиновая кислота (0,05—ОД 2—3 раза в день); при нарастании лейкопении применялось переливание крови (100—150 мл). При выраженных токсических явлениях, особенно со стороны центральной нервной системы, крови, почек, лечение сульфаниламидами прекращалось.

В качестве сердечно-сосудистых средств применялись инъекции камфорного масла (в 76,6% всех заболеваний крупозной пневмонией и в 46,0% заболеваний очаговым воспалением легких), инъекции кофеина, стрихнина, значительно реже — корамина и вазотона. Широко употреблялась также наперстянка, реже — строфант и горицвет. Следует отметить, что в период Великой Отечественной войны явления недостаточности сердца встречались чаще, чем в довоенное время.

Кислородная терапия назначалась только тяжело больным в 5,7% всех заболеваний крупозным воспалением легких и в 3,0% очаговой пневмонией.

Симптоматическое лечение (банки, горчичники, компрессы) применялось в 81,1% случаев крупозного воспаления легких и в 78,6% — очаговой пневмонии.

Почти в 20,0% случаев всех заболеваний пневмонией применялись внутривенные вливания глюкозы; 1,7% больных крупозной пневмонией и 1,1 % больных очаговой пневмонией получали вливания спирта, 0,9—0,7% больных — вливания новарсенола.

Спирт и новарсонол в основном назначались при осложнении пневмонии нагноением легких.

Витаминотерапия применялась почти в 20,0% случаев всех заболевании пневмонией.

Из физиотерапевтических методов, преимущественно в ТППГ и ЭГ, применялась главным образом диатермия грудной клетки, обычно в случаях вялого разрешения воспалительного процесса.

На этапах медицинской эвакуации указанные методы лечения применялись в общем одинаково часто.

Следует только отметить, что в МСБ, ввиду задержки на этом этапе тяжело больных, значительно чаще, чем на других этапах эвакуации, применялась кислородная терапия (у 11,8% больных крупозной и у 4,7% — очаговой пневмонией) и в 1,5 раза чаще вливания глюкозы и витаминотерапия.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что, наряду с определенными особенностями течения и возникновения острых пневмоний, связанных с условиями фронтовой обстановки, в подавляющем большинстве случаев сохранялась типичная для данных заболеваний клиническая картина и выявлялись общие закономерности, свойственные пневмониям мирного времени. На протяжении всех лет войны был ясно выражен сезонный характер заболеваний. На зимние и весенние месяцы падало до 75,0% всех заболеваний крупозной пневмонией и около 70,0%— очаговой пневмонией. Наибольшее число заболеваний пневмониями приходилось на январь, февраль и март. Отмечено влияние характера боевой обстановки — во время активных боевых действий число заболевших, как правило, увеличивалось, особенно при неблагоприятных климатических условиях. Так же как и в довоенное время, отмечено преобладание крупозной пневмонии среди лиц молодого возраста, тогда как хронические заболевания легких (пневмосклерозы, хронические бронхиты и легочная эмфизема) преобладали среди больных пожилого возраста. Выявлена наклонность к повторному заболеванию крупозной пневмонией: около 20,0% всех болевших крупозной пневмонией болели ею повторно.

Большое количество наблюдений дает возможность с исчерпывающей полнотой характеризовать локализацию и распространение воспалительного процесса при пневмониях. Как при крупозной, так и при очаговой пневмонии отмечено преобладание правосторонних пневмоний. Двусторонняя локализация отмечена при крупозном воспалении в 8,6%, при очаговом — в 24,4%. Наиболее часто поражались нижние доли, причем правая несколько чаще, чем левая, затем в порядке последовательности верхняя и средняя доля справа; наиболее редко наблюдалось поражение левой верхней доли. Из многодолевых поражений преобладали поражения двух долей. Локализация в трех долях и больше встречалась редко. Двусторонняя очаговая пневмония наблюдалась почти в 3 раза чаще, чем двусторонняя крупозная.

Острое начало заболевания с внезапным повышением температуры имело место при крупозной пневмонии больше чем в 90,0% всех случаев при очаговой — в 75,0%.

Отмечено, что в случаях с летальным исходом острое начало наблюдалось реже. В подавляющем большинстве всех случаев в начале заболевания отмечался кашель и боли в груди. Как правило, температура достигала высоких цифр и больше чем в половине случаев была выше 39°. При крупозной пневмонии в 68,8% отмечено критическое падение температуры, при очаговой — в 31,4%. Около 40,0% больных крупозным воспалением отделяли типичную для заболевания ржавую мокроту.

Данные исследований крови показали, что в разгар заболевания при крупозном воспалении легких в 30,0% случаев имело место отсутствие увеличения числа лейкоцитов и в 31,2% — умеренное повышение их числа, не превышающее 12 000. Большое число заболеваний протекало при отсутствии лейкоцитоза, а там, где наблюдалось увеличение числа лейкоцитов, оно чаще было умеренным. Лейкоцитоз при очаговых пневмониях был выражен еще слабее, чем при крупозных, и возникал более постепенно. Это отсутствие в большом числе случаев пневмоний выраженного лейкоцитоза и наличие иногда лейкопении являются одной из особенностей пневмоний у солдат и офицеров действующей армии. При тяжелом течении заболеваний и неблагоприятных исходах эта особенность пневмоний военного времени была выражена особенно резко. Ускорение реакции оседания эритроцитов отмечено чаще, чем увеличение числа лейкоцитов; показатели РОЭ до 12 мм в час были отмечены при крупозной пневмонии только в 11,6% и при очаговой — в 20,9% всех случаев.

Изменения со стороны мочи были незначительные и кратковременные; они заключались в легкой альбуминурии, появлении единичных эритроцитов и умеренной цилиндрурии. Число случаев, когда изменения со стороны мочи отсутствовали, достигало 70,0% при очаговой пневмонии и 50.0% — при крупозной.

Среди факторов, отягчавших течение пневмоний и увеличивавших количество неблагоприятных исходов, наибольшее значение имел возраст и наличие сопутствующих заболеваний. Естественно, что в пожилом возрасте сопутствующие заболевания встречались чаще и число их возрастало. Анализ летальных исходов показал, что особенно тяжело протекали пневмонии у лиц, страдавших алиментарным истощением.

Другие сопутствующие заболевания, как малярия, дизентерия, хронические заболевания легких и пр., также отягчали течение пневмоний и учащали неблагоприятный исход. Значительное влияние на исход оказывала распространенность процесса. Среди больных, умерших от крупозной пневмонии, у 76,0% было поражение двух и более долей, тогда как у 86,0% выздоровевших имела место однодолевая локализация процесса.

Диагностика пневмоний в госпиталях в подавляющем большинстве случаев была правильной. На последнем этапе лечения, согласно секционным данным, пневмонии были распознаны в 87,8% случаев. Несколько хуже обстояло дело с распознаванием пневмоний на передовых этапах. Сопоставление диагнозов первого и последнего лечебного учреждения показало, что крупозная пневмония на передовых этапах правильно распознавалась в 48,7 % всех случаев, очаговая — в 58,5%. Наиболее частая ошибка заключалась в смешении одного вида пневмонии с другим. Так, при наличии крупозной пневмонии в 27,8% случаев диагносцировалась очаговая пневмония и при наличии очаговой пневмонии в 6,8% диагносцировалась крупозная пневмония.

Таким образом, пневмонии (крупозная и очаговая) безотносительно к их характеру выявлялись уже в первом лечебном учреждении почти в 70,0%. В случае смешения с другими заболеваниями ставились самые разнообразные диагнозы. Особенно легко допускались ошибки в диагностике при вялом течении пневмонии, когда не было острого начала заболевания, а температурная реакция была слабо выражена или полностью отсутствовала.

Госпитализация больных не всегда была своевременной. Лишь половина всех заболевших пневмониями госпитализировалась в первые четыре дня. Отмечено влияние сроков госпитализации на исходы и течение пневмонии. Несвоевременная госпитализация удлиняла сроки лечения и увеличивала число летальных исходов.

Лечение больных в ряде случаев не было достаточно активным. До 1/4 всех больных крупозной пневмонией не получало препаратов сульфаниламидной группы, а в тех случаях, когда лечение сульфаниламидами проводилось, оно не всегда было своевременное и достаточно интенсивное, особенно в первые годы войны. Летальность от пневмоний во время Великой Отечественной войны была невысокой и в среднем не превышала летальности довоенного времени.

Категория: Пневмонии |
Просмотров: 321 | Теги: Лечение пневмонии 1941-45 гг., Лечение пневмонии